Сенсорное развитие детей раннего возраста.
Для развития игровой деятельности детей раннего возраста, сенсорного развития, легкой адаптации к ДОУ, нами были подобраны и изготовлены игры по сенсорному развитию.
Сенсорные игры используются с целью:
- Обогащения чувственного опыта детей разнообразными сенсорными впечатлениями;
Закрепления знаний о величине, форме, цвете предметов;
Сравнения, соотношения, группировки и установки тождества и различий
однородных предметов по одному из сенсорных признаков;
Развития мелкой моторики рук (с пуговицами, молнией, шнуровкой);
Обучения играть вместе, без конфликтов.
Предлагаем вашему вниманию игры.
Игра 1:Веселые шнурки
Цель: развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление; знакомить с цветом; совершенствовать действия, связанные со шнуровкой.
Ход игры: рассматриваем «веселые шнурки», называем их цвет. Играем в прятки со шнурками («Давайте поможем им спрятаться!), вставляем шнурки в прорези.
Игра 2:Разноцветная карусель.
Цель: учить обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; развивать мелкую моторику рук, обогащать тактильную чувствительность ладоней; формировать зрительную память, воображение.
Ход игры: играем с цветом: раскладываем мозаику ( игрушки) по цветовым полям, прячем мозаику в мешочки того же цвета. Различаем « один- много»: на желтый сектор поставили одну желтую мозаику, а на красный много красных и т.п.Развиваем пальчики: раскладываем мозаики по мешочкам; завязываем мешочек бантиком.
Игра 3: Волшебные замочки
Цель: развивать мелкую моторику рук, чувственный опыт, внимание, мышление, восприятие, способствовать реализации потребности ребенка в овладении действиями с предметами.
Ход игры: работаем с замками: поднимаем, опускаем, отодвигаем задвижки, открываем дверцы и узнаем кто за ними прячется. Учимся самостоятельно пользоваться задвижками, выключателями, телефонным диском, кнопками и т.п.
Игра4 : Дидактический стол
Цель: продолжать развивать внимание, память, мышление, речь, мелкую моторику.
Ход игры: нанизываем колечки пирамидок. Шнуруем игрушки, подбираем фигурки для домика и т. д.
Игра 5:Ежики Цель: развивать тактильные ощущения; формировать эмоциональный комфорт.
Ход игры: рассматриваем «ежиков», обводим их пальчиками. Каждый «ежик» обследуем ручкой ребенка, называем ощущения: гладкая, шершавая, теплая, холодная, мягкая, твердая и т.п.
Игра 6: Дорожка со следами
Цель: развивать тактильные ощущения; формировать чувство эмоционального комфорта.
Ход: рассматриваем «следы», обводим их пальчиками. Обследуем «следы» ножками ребенка, называем ощущения: гладкая, шершавая, теплая, холодная, мягкая, твердая и т.п.
Игра 7: Сенсорная тропа
Ходьба по кочкам – мешочкам с различными наполнителями полезна для развития тактильного восприятия, координации движений и профилактики плоскостопия.
Игра 8: Сухой бассейн
Цель: снимать напряжение, усталость, расслаблять мышцы спины, плечевого пояса; развивать у детей восприятие, внимание, память, мышление, воображение, творческие способности и мелкую моторику рук.
Ход игры.
Вариант 1:Детям предлагают рассыпать крышки и собрать, снова рассыпать и собрать, и так несколько раз. Это же так интересно!
Вариант 2: Выкладывание крышек на полу , на столе на темы : «Чьи бусы длиннее?», «Помоги пингвину», «Собери по цвету» и т.п.
Вариант №3: Строим пирамиды, башенки, ворота.
Игра 9: Сухой дождь
Цель: Активизировать двигательную активность: для развития восприятия цвета, наблюдательности, зрительной памяти , внимания; снятия стресса через восприятия цвета, создания положительно- эмоционального настроя.
Ход игры. Дети ходят через такой дождь 3-4 раза.
Игра 10: Сенсорные коврики
Цель: использовать коврики для развития мелкой моторики, тактильного восприятия и получения положительных эмоций.
Ход игры.
На каждом коврике есть разъемные застежки (молнии, пряжки, ленточки, кнопки, липучки, шнуровки). Задача ребенка- расстегнуть и застегнуть застежки.
Игра 11:Разноцветные прищепки
Цель: развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление; знакомить с цветом и т.д.
Ход игры.
Дети расставляют домино в зависимости от цвета.
Игра 12: Веселая карусель
Цель: учить обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; развивать мелкую моторику рук, обогащать тактильную чувствительность ладоней.
Ход игры.
Рассматриваем с детьми «веселую карусель», называем цвет, величину, форму предметов. Дети обследуют предметы и закрепляют в игровой форме знания о предметах